20 Октября 2017
МОСКВА 21:04
бЕРН 20:04
$ 57,08
€ 67,29
Premium
Sponsors
504

Малоизвестные факты становления еврейской семьи американских миллиардеров Guggenheim со Швейцарскими корнями


Малоизвестные факты становления еврейской семьи американских миллиардеров Guggenheim со Швейцарскими корнями

Гуггенхаймы - всемирно известная американская семья меценатов и миллиардеров от промышленности, родоначальник которой, Мейер Гуггенхайм стал одним из воплощений американской мечты в эпоху предпринимателей. Как и его знаменитые современники - Генри Форд и  Джон Дэвисон Рокфеллер (помощник бухгалтера в маленькой фирме), Мейер Гуггенхайм (продавал ваксу для чистки обуви, был коробейником) поднялся с самого «дна», начав с самых низших должностей они построили собственные бизнес-империи, в дальнейшем став филантропами или привив заботу о «ближних» своим детям и внукам. 

Но мир бы наверное никогда не узнал о семье Гуггенхайм если бы не одна история любви или как говорится: не было бы счастья, да несчастье помогло. Мейер Гуггенхайм родился в 1828 году в бедной семье Симона Гуггенхайма  еврея-ашкенази, проживающей в швейцарской «резервации» (коммуна Ле́нгнау, кантон Аргау). Дело в том, что по тогдашним швейцарским законам (постановление законодательного и исполнительного совета швейцарской Конфедерации —Tagsatzung от 1678 года) еврейские семьи имели право селиться только в округе Цурцах (Bezirk Zurzach), что в кантоне Аргау (Argovie) в долине Сурб (Surb), а после 1776 года - только в двух коммунах: Ле́нгнау (Lengnau) и Эндинген (Endingen). Вынужденное общение иудеев и христиан порой приобретало весьма причудливые формы, вплоть до двух отдельных входов в дом или общественное здание. Причём ограничения не заканчивались «чертой оседлости» и запретом на владение и обработку земли, но также устанавливали перечень допустимых видов занятий (торговля и ремесленничество, кроме сельского хозяйства и скотоводства). И только в 1879 году евреи были уравнены в правах с коренным населением Швейцарии и получили право свободно покидать страну, что привело к выезду большинства евреев из Швейцарии к 1920 году. Всё это наложилось на довольно плачевное финансовое состояние семьи Гуггенхаймв 1830хх, которая, кроме 6-летнего Мейера включала ещё 5 его сестёр отца и больную мать. Заработок отца был более чем скромный и, поэтому, еврейская община Ле́нгнау оплачивала учёбу детей и лечение матери Мейера, который воспринимал постороннюю финансовую помощь как подачки и унижение. Но здоровье матери Мейера не поправилось и вскоре она умерла. Видя тяжелое положение в семье Гуггенхайм община решает пристроить сестёр Мейера в еврейские семьи, имеющие корни в Ле́нгнау, а сам Мейер, чтобы помочь отцу, становится коробейником, продавая различную бытовую мелочь для домашних хозяйств. В 16 лет Мейер уезжает в соседнюю коммуну  Эндинген, чтобы пройти обучение на портного. К моменту окончания своего обучения Мейер узнаёт, что его 56-летний отец Симон влюбился в 42-летнюю вдову с 7-ю детьми - Рейчел Вайль Майерс, но власти  Ле́нгнау не дали разрешения на брак, мотивируя свой отказ чрезвычайной бедностью обеих сторон. Все вместе Гугенхаймы решают искать счастья в «новом свете» и продав своё имущество в Швейцарии в 1847 году уплывают на корабле в американскую Филадельфию. Не имея средств для открытия своего ателье, Мейер предлагает отцу заняться мелким предпринимательством, а сам возвращается к профессии коробейника. И только 5 лет спустя Мейер решается устроить свою личную жизнь, женившись на Барбаре Вайль Майерс - своей сводной сестре, дочери своей мачехи Рейчел и открывают небольшой продуктовый магазин с некоторыми бакалейными товарами, как специи, заменитель кофе и чудесный чистящий крем, не оставляющий следов на руках. Видя коммерческий потенциал чистящего чудо-крема Мейер решает сам производить и продавать его, для чего находит автора патента и уговаривает продать ему формулу чистящего чудо-крема. Параллельно Мейер работает над созданием кофейного суррогата по доступной цене и ему это удаётся. А открыв со своими друзьями второй магазин, Мейер задумывается о расширении бизнеса и его выбор падает на последний писк европейской моды - швейцарскую вышивку из кантона Санкт-Галлен (St. Gallen). В 1871 году Мейер отправляет в швейцарский Базель своего старшего сына Исаака для налаживания торговли, а через два года посылает ему в помощь ещё трёх своих сыновей. После выхода швейцарского декрета, который уравнивает в правах евреев проживающих в Швейцарии и коренных швейцарцев, Мейер открывает в германоязычном Санкт-Галлене и в соседней Германии по вышивальной фабрике - залогу будущего многомиллионного состояния семьи Гуггенхайм. В 1881 году Мейер переключается на горнорудное дело и основывает американскую компанию «Сыновья М. Гуггенхайма», для которой покупает часть акций двух медных рудников в штате Колорадо. В этом же году, в счёт уплаты долга, он получает шахту по добыче серебра в Колорадо, где через 8 лет открывает серебряную плавильню. Реализуя комплексный подход, Мейер создаёт полную цепочку переработки от добычи сырья до выпуска готового продукта в рамках новой компании Philadelphia Smelting and Refining Company. В дальнейшем Мейер открывает перерабатывающие предприятия в США и на севере Мексики, что позволяет ему подмять под себя рынки серебра меди и свинца, контролируя «на пике влияния» до 80% их мирового производства. И даже его конкуренты объединившись в трест American Smelting and Refining Company не смогли сопротивляться ему более года, что ещё больше укрепило его рыночные позиции. Всего 33 года понадобилось швейцарским эмигрантам отцу и сыну, чтобы клан Гуггенхайм вошёл в пятёрку богатейших семей США. Перипетии становления семьи Гуггенхайм подробно освещены в биографии Гилберта Фавра (Gilberte Favre) «Guggenheim Saga, de la Suisse à l’Amérique» изданной в прошлом году на трёх языках (английский, немецкий, французский) в издательстве Z при поддержке кантона Аргау, фондов  Oertli и  Göhner, а также Российской общины израильтян Швейцарии.

А в 1891 году Мейер передаёт бизнес сыновьям и окончательно отходит от дел, переехав во Флориду и занявшись благотворительностью. Всем своим детям Мейер оставляет многомиллионное наследство и видя перед глазами пример отца они также становятся филантропами. 

Старший сын Исаак (Isaak) поддерживал Евре́йскую теологи́ческую семина́рию (Jewish Theological Seminary, с 1886 года) и Колледж еврейского союза - Еврейский институт религии (Hebrew Union College - Jewish Institute of Religion; HUC, HUC-JIR с 1875 года). 

Второй сын Мейера - Дэниэл (Daniel ), кроме того что почти 20 лет управлял делами всех братьев, в 1926 году, вместе со своим сыном Гарри  (Harry), основал Фонд развития аэронавтики Дэниэла Гуггенхайма (Daniel Guggenheim Fund for the Promotion of Aeronautics) при Калифорнийском технологическом университете, был одним из учредителей Нью-Йоркской Еврейской теологической семинарии (Jewish Theological Seminary), а также поддерживал еврейскую общину Нью-Йорка.  

Шестой сын Мейера - Симон за свою жизнь успел поработать на нескольких семейных предприятиях и даже сделать политическую карьеру избравшись в Сенат США от республиканской партии, а с 1919 года был избран президентом «American Smelting and Refining Company» в 1925 году, в память о своём сыне основал мемориальный фонд Джона Саймона Гуггенхайма для поощрения и поддержания стипендиями зарубежного обучения ученых, художников и музыкантов.

Но наибольшую мировую известность семье Гуггенхайм принесли собиратели современного искусства: четвёртый сын Мейера - Соломон Роберт и внучка Мейера - Пэгги  (Peggy Marguerite Guggenheim), дочь погибшего на Титанике Бенджамена (Benjamin) пятого сына Мейера. 

Соломон, основавший в 1937 году в Нью-Йорке Фонд Гуггенхайма (Solomon R. Guggenheim Foundation), знакомится с молодой художницей и немецкой баронессой Анной Августой Элизабет Ребай Хильдегард фон Эренвизен (Хилла), которая убежала в США из Европы от безответной любви к художнику Роберту Бауэру. Под влиянием своей знакомой Хиллы и, с помощью своего Фонда, Соломон создаёт музей современного искусства в Нью-Йорке, как центр абстрактного искусства, доверяя наполнение его экспозиции Хилле, художественные пристрастия которой, сформировались под влиянием книги Кандинского «О духовном в искусстве». Кроме того, собрание Гуггенхайма пополняется за счёт приобретения и дарения других коллекций известных коллекционеров и меценатов (Таннхаузеры, Дрейер, Нидендорф, Панза ди Бьюмо и самой Пегги Гуггенхайм).

В это время в германии к власти приходят фашисты и начинается активное притеснение еврейского населения, среди которого не мало художников-авангардистов, искусство которых в новой германии считается дегенеративным, и Гуггенхаймы не могут остаться в стороне, активно помогая немецким и европейским евреям покинуть континент. Параллельно с Соломоном под влияние нового искусства подпадает и его племянница Пегги, давно живущая в Европе. К слову, вкус к современному искусству Пегги начал формироваться ещё в доме дядюшки Соломона у которого Пегги находилась на воспитании до своего совершеннолетия после гибели отца. Её страсть коллекционера, врождённое чувство интуиции и эксцентричный характер накладываются на богемный образ жизни и соответствующий круг знакомых формирует её утончённый вкус к современному искусству «ревущих 20х». В итоге, вполне естественным для Пегги становится решение вложить оставленные в наследство от отца $2,5 млн. в современное искусство. Вторжение фашистов во Францию Пегги сумела обернуть к своей пользе - за бесценок скупая полотна известных мастеров у спешащих покинуть охваченный огнем войны континент. Так за 2 дня до взятия немцами Парижа, Пегги отправляется туда скупать картины у художников и коллекционеров. Полотна удаётся спрятать от фашистов у одного из своих приятелей - в коровнике замка под Виши. Тайно перевезя собрание в Америку Пегги открывает в Нью-Йорке арт-галерею «Искусство этого века» (Art of This Century), сразу ставшую одним из самых оригинальных и модных выставочных залов в которой проводили свои персональные выставки её европейские друзья-художники. После войны Пегги поселилась в венецианском дворце 1798 года «Веньер деи Леони» на Гранд-канале, ранее принадлежавшем маркизе Казати - творческой музе поэтов и художников начала 20 века, куда была перевезена и её коллекция современного искусства, включающая такие направления как: абстракционизм, импрессионизм, концептуальное искусство, минимализм, немецкий экспрессионизм, пост-импрессионизм, ранний авангард (скульптура и живопись), ранний модернизм, сюрреализм. В 1979 году Пегги передала свою коллекцию и венецианский дворец Фонду Соломона Гуггенхайма, а после смерти Пегги (похороненной в саду своего дворца) в её дворце был открыт музей современного искусства  имени Пегги Гуггенхайм. Наследники Пегги до настоящего времени не оставляют попыток отсудить у Фонда коллекцию Пегги под различными предлогами, но пока безрезультатно. Перипетии своей жизни Пегги описала в автобиографии «Confessions of an Art Addict».

Сейчас Фонд Соломона Гуггенхайма поддерживает 8 филиалов одноимённого музея современного искусства по всему миру, а в планах - открытие ещё до пяти филиалов. 

И хотя не все члены семьи Гуггенхайм были меценатами искусства, но практически все они занимались благотворительностью. Ещё ни одна американская семья не учредила так много благотворительных фондов.


Оставить комментарий без регистрации
Все поля, отмеченные звёздочкой, обязательны для заполнения

Новости раздела «Культура»

Блоги
367
"По суворовским местам. Часть первая. Русси."
В последнюю среду августа, как всегда, прошла встреча с Swiss Club Russia, где мне посчастливилось познакомиться еще с новыми людь...
Ольга Кузнецова
Ольга Кузнецова
Клинический психолог
407
«Грязные танцы»
Америка всегда была пионером в изобретении новых модных танцев будь то тустеп, чарльстон, рок-н-ролл, твист, шейк и проч. Эти самы...
Сергей Венедов
Сергей Венедов
Независимый эксперт, Женева
428
«Отречемся от русского мира…»
Это обыгранное блогерами начало «Рабочей Марсельезы» вызывает в памяти хорошо известную строку из стихотворения Верони...
Сергей Венедов
Сергей Венедов
Независимый эксперт, Женева
614
«Франкотека» и культурный обмен
"Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы имени М.И. Рудомино. Фото: Olga Kuznetsova" 16 июня ...
Ольга Кузнецова
Ольга Кузнецова
Клинический психолог

компании
Издательство "ОЛМА Медиа Групп"
ОАО «Завод «Копир»
Leyat Sarl
ОАО «НИИ «ФЕРРИТ-ДОМЕН»
Швейцарские часы
все о швейцарских часах
Cartier

Партнеры портала